01 октября 2024
14-15 сентября 2024 года, удалось побывать в Старой Яблонке и принять участие в забеге Алексеевка - Хвалынск (30 км).
Для меня этот забег особенный прежде всего потому, что проходил на моей малой Родине, точнее Родине моих предков-Жемковых, которые происходили из Хвалынского уезда Саратовской губернии из села Старая Яблонка. Первый раз я побывал здесь в 2008 году, второй раз - в 2017 году, и вот сейчас – в третий. Как только узнал о том, что такой уникальный для меня забег будет проводиться, а проводился он здесь в этом году впервые, было принято однозначное решение в нем участвовать. Ну а в самой поездке помимо беговых целей были еще и цели генеалогические.
Для организаторов, ребят из Samba Trail Team, этот старт тоже был не обычным и, пожалуй, самым амбициозным из проводимых ими ранее - они впервые провели линейный забег на 30 км из с. Алексеевка (в этом селе, кстати, родился мой прадед) до г. Хвалынска. Сложность организации такого старта связана прежде всего с перекрытием на время забега автомобильной трассы Алексеевка – Старая Яблонка – Ивановка – Хвалынск, обеспечением безопасности бегущих перекрытием всех выездов на эту трассу (для чего было привлечено более 200 человек волонтеров), трансфером участников из Хвалынска к месту старта, организацией стартового городка в чистом поле и многими другими сложностями, о которых участники явно даже и не подозревали. Несмотря на многие согласования и трудности, финальные из которых организаторам пришлось преодолевать даже когда участники уже стояли в стартовом створе, забег успешно состоялся!
Небольшой экскурс в историю, краеведение и генеалогию.
По дореволюционным метрическим книгам Христорождественской церкви, которая была в Старой Яблонке до 1930-х годов, удалось отследить все линии Жемковых, живших в этом, тогда достаточно большом селе – в начале XX века (1911 год) в Старой Яблонке жило 2155 человек, а 100 лет спустя в начале XXI века (2010 год) от этих двух с лишним тысяч жителей осталось всего 123 человека.
Сейчас, к сожалению, Жемковых в Старой Яблонке уже нет – очень много семей уехало в 1930-х гг. в Баку во время голода в Поволжье, кто-то не вернулся с Великой Отечественной войны, кто-то уехал уже в послевоенное время и в перестройку. Последняя носительница нашей фамилии, Жемкова Раиса Александровна, с которой мне удалось пообщаться в свой первый приезд в Старую Яблонку, умерла в 2012 году. Тем не менее, старояблонские старожилы еще помнят, что было три ветви Жемковых, живших в этом селе: ветвь Жемкова Георгия Ивановича, ветвь его племянника Жемкова Анатолия Никитича и ветвь Жемкова Дмитрия Илларионовича. И если по первым двум ветвям это были известные родственные отношения, то Жемковы третьей ветви были для первых двух ветвей якобы просто однофамильцами. Хотя на самом деле все три ветви являются друг другу родственниками, просто их общий предок, тогда еще бесфамильный Степан сын Семенов (т.е. отчество Семенович), жил в конце XVIII – начале XIX века. Казалось бы, к середине-концу XX века с той поры прошло не так уж и много времени, сменилось около 4-5 поколений людей, но у их потомков даже память о родстве полностью стерлась, не говоря уже о конкретных именах предков.
По итогу многолетней работы, потихоньку продолжающейся и сейчас, мною составлено 14 родословий Жемковых. Наибольшее из них, в которое входит и моя ветвь, включает в себя данные о более чем 350 людях и корнями уходит в середину XVIII века. Возможно когда-то все эти отдельные родословия и ветви объединятся в одно общее родословное древо Старояблонских Жемковых, поскольку как правило все однофамильцы в одном населенном пункте являются друг другу родней.
По своему географическому положению Старая Яблонка не похожа на села и деревни, расположенные у рек. Как правило, дома в таких населенных пунктах выстраиваются вдоль реки, поскольку рыбная ловля, стирка белья, полив огорода и водопой животных – всё это связано с водой, которую проще всего было взять из реки. По такому принципу построены улицы в соседних селах Алексеевке и Ивановке. В Старой Яблонке же принципиально другое расположение домов. Единственная улица, начинающаяся от Волги, уходит перпендикулярно от реки, постепенно поднимаясь в гору. Примерно через 2 км от Волги эта единственная улица, носящая название Вишневой, около пруда разделяется небольшим оврагом на две: ул. Садовую и ул. Горную, которые также идя вверх по склону через 1,5 км упираются в лес, растущий на склонах меловых гор. От берега реки до крайнего дома, находящегося уже практически в лесу, около 3,5 км и примерно 130 метров набора высоты. Т.е. Старая Яблонка очень растянута по длине. И это при том, что сейчас берег реки это фактически берег Саратовского водохранилища, поскольку из-за введенной в эксплуатацию в 1967 году Саратовской ГЭС в Балаково уровень Волги поднялся. Т.е. раньше и река была дальше, чем теперь, а набор высоты от реки был больше, и идти до крайних домов было явно дольше. Кстати, опять же по словам старожилов, при образовании Саратовского водохранилища Старая Яблонка почти не пострадала, поскольку домов находящихся в непосредственной близости от Волги практически не было.
С чем связано такое построение Старой Яблонки трудно сказать. Возможно с тем, отчего и произошло название этого села – от яблонь, от того, что жители занимались садоводством. Поскольку в окрестностях Старой Яблонки и в старину, и сейчас находятся большие яблоневые сады, то для их посадки нужны были довольно большие земельные площади. В тоже время требовалась обработка этих садов, уход за деревьями, их охрана и проч. При улице, идущей перпендикулярно от реки, как справа так и слева находится практически ничем не лимитированная земля. Следовательно, начинающийся от крестьянского дома яблоневый сад мог уходить на достаточно большое расстояние, при этом находясь в непосредственной близости от дома. Таким образом, сады принадлежащие жителям домов находящихся справа по улице простирались направо, находящихся слева – соответственно по левую сторону от улицы.
От сельского кладбища, находящегося на холме, открывается панорамный вид на Волгу
«Дом досуга», в советские годы клуб, а до революции, наверное, здание сельской школы. От росших еще не так давно вокруг этого дома тополей, теперь остались одни пеньки - время не щадит ничего.
Дома на улице Горной
Вход на кладбище Старой Яблонки
В эту поездку мне удалось также узнать местоположение Христорождественской церкви села Старая Яблонка. Она находилась у подножья холма, на котором расположено кладбище, и около алтарной ее части до сих пор сохранилась могила матушки священника, служившего в этом храме. Даже после разрушения церкви в 1930-х гг. и сравнивания ее места с землей, местные бабушки бережно сохраняли эту могилу. Их стараниями на ней стоял крест, была оградка. Сейчас, к сожалению, бабушки умерли и могилка тоже пообветшала без ухода – крест покосился, краска с таблички слетела от времени и сейчас даже не поймешь уже, кто именно там похоронен.
Могила матушки священника, служившего в храме Старой Яблонки
А вот следы церкви, не смотря на то, что с момента ее разрушения прошло без малого 100 лет, до сих пор видны. На том месте, где она стояла то там, то здесь выступают из земли части фундамента или разрушенных стен. Очень жаль, что это место, куда жители Старой Яблонки на протяжении как минимум двухсот лет носили крестить детей, создав новую семью приходили венчаться, отпевали родных и близких завершивших свой земной путь перед тем как похоронить их на холме местного кладбища… как все-таки жаль, что это святое для села место стоит сейчас в таком запустении. Как хотелось бы хотя бы крестом и памятной табличкой обозначить то место, где когда-то был сельский храм.
Место, где стояла в Старой Яблонке Христорождественская церковь. До сих пор видны остатки фундамента.
Остатки фундамента храма
Остатки фундамента храма
Остатки фундамента храма
Камень рядом с местом храма, похожий на могильный
Хотя крест над Старой Яблонкой все-таки стоит.
6 лет назад, 21 сентября 2018 года, по инициативе и на средства старожилов этого села братьев Фроловых на Поповой горе, с которой открывается живописная картина - утопающие в зелени дома, широкая Волга и всё село как на ладони - был установлен большой поклонный крест.
В эту поездку помимо посещения Старой Яблонки была также цель посетить и Новую Яблонку или Новояблонку, как она сейчас называется. Когда в XIX веке из-за большого количества жителей в Старой Яблонке стало тесновато, то часть людей ушло через меловые горы дальше от Волги и примерно в 6 км основало новое село, названное Новой Яблонкой. Раньше через лес эти два села связывала наезженная дорога. Сейчас, к сожалению, дорога сильно заросла, но периодически местные жители ездят по ней на квадроциклах, поэтому и пройти пешком соответственно тоже можно.
Местные жители показали как найти эту дорогу, поэтому прошел пешком из Старой Яблонки в Новую Яблонку через лес по дороге, когда-то давно связавшей эти два населенных пункта. Лес, относящийся к территории Хвалынского Национального парка, очень красивый, светлый. Даже сейчас, осенью, под ногами сплошной ковер из желтых листьев увядающих ландышей. Остается только представить каким благоуханием этих цветов напоён весь этот лес весной! Дорога тем временем поднимается всё выше и выше. По обочинам ее периодически встречаются огромные муравейники. Заключительный километр, чуть сбившись с дороги, иду напрямки по лесу. Хоть для грибов еще и не очень наступило время, но тем не менее одинокие грибы уже попадаются . Кое-где по примятой траве угадываются места лёжек оленей или косуль.
На земле сплошной ковер из увядающих ландышевых листьев
Сосны и папортники
Меловые сосны на склонах меловых холмов
Гигантские муравейники вдоль дороги между Старой и Новой Яблонками
Первые грибы
Пронизанный солнцем лес
Добравшись до Новояблонки из общения с местными жителями убедился, что Жемковы здесь никогда не жили, никто о такой фамилии не слышал и на местном кладбище с такой фамилией людей тоже нет. Что ж, отсутствие искомых данных - это тоже результат.
Этим генеалогическим путешествиям и краеведческим походам была посвящена вся суббота 14 сентября. Только к вечеру добрался наконец на такси до парка «Хвалынь», чтобы получить стартовый пакет участника забега Алексеевка - Хвалынск, который состоялся на следующий день, в воскресенье 15 сентября.
От центральной площади Хвалынска, от финишной арки, на микроавтобусах всех участников тридцатикилометрового забега отвозят за Алексеевку, откуда после небольшой задержки и традиционного обратного отсчета все участники устремляются вперед.
Участники в ожидании старта дистанции 30 км
Дорога перекрыта для движения автомобилей, поэтому бежать по новому качественному асфальтовому покрытию без выбоин, трещин и заплат - одно удовольствие! Первые несколько километров и так обычно бегутся достаточно резво и легко, а тут еще и под горочку.
Спуск под горочку к Алексеевке
Стелла на въезде в поселок Алексеевка Хвалынского района Саратовской области
Пробегаем мимо Иоанновского женского монастыря в Алексеевке
Только в Алексеевке, где дорога выполаживается, начинаешь понимать, что стало бежаться почему-то несколько труднее, чем это было вначале.
Только вперед!
Открывающиеся взору виды завораживают. Слева гряда меловых гор, один холм которых сменяет по ходу бега другой. На их склонах, где становится уже достаточно полого, раскинулись стройными рядами яблоневые сады и питомники саженцев. А справа - солнце и Волга!
Бег на фоне яблоневых садов на склонах
Вдоль дороги и местные жители, и яблоневые хозяйства продают яблоки оптом и в розницу. После забега специально купил несколько сортов яблок, действительно очень вкусные. Хвалынская земля - это одно из немногих мест в центральной России, где в этом году уродились яблоки - ни в Краснодарском крае, ни в Ставрополье, ни у нас в Московском регионе яблок в этом году практически нет.
Взгляд назад на подъеме недалеко от Старой Яблонки
Пробегая Родину предков, Старую Яблонку
Ровно в середине нашей дистанции, на 15 км, как раз и находится Старая Яблонка. В голове тем временем начинает прокручиваться песня в которой я «спешу куда-то день деньской», а «прадед мой ездил на рыжем коне». И ведь действительно, именно по этой дороге тогда еще понятное дело не асфальтовой жители Алексеевки и Старой Яблонки, в том числе и мои предки, ездили на лошадях и ходили пешком в уездный город Хвалынск на ярмарки, за покупками, на работы или по делам, а потом возвращались с подарками, гостинцами, лакомствами для своих домашних. Среди этих гостинцев наверняка были и пряники. И кто знает, может быть именно от этого дешевого, без глазури, матового, тонкого, лотошного пряника-жемка и пошла наша фамилия?
Все участники довольно сильно растянулись по дистанции. Поэтому лишь изредка либо тебя кто-то обгоняет, либо ты кого-то, а большую часть времени бежишь в одиночку, кушая гели и солевые таблетки и с наслаждением утоляя жажду на пунктах питания/водопоя.
После 20-го км и Ивановки заставить себя держать темп становится всё сложнее, начинаю замедляться, в связи с чем планируемое время финиша начинает «ползти» в сторону увеличения. Сказывается и уже накапливающаяся усталость, и достаточно жаркая безоблачная погода, и встречный ветер. А к тому же еще и горки начинают появляться. Если с горы бежать еще куда ни шло, то в горку прям совсем тяжко. Вбегается все-таки, но темп, конечно, при этом оставляет желать лучшего.
Но тем не менее постепенно количество оставшихся до финиша километров медленно, но верно уменьшается, а вдалеке уже становится виден Хвалынск. Через немного погодя уже и видна точка разворота дистанции на 10 км, а это значит, что до финиша осталась всего «пятерка». Вбегаем в Хвалынск и на нескольких заключительных километрах даже удается подтянуть темп и обогнать некоторых «закислившихся» участников.
Вот и заключительные сотни метров, финальный поворот и финишная арка!
Финиш!
Не сказать, что легко, но тридцатикиллометровая дистанция далась за 2:35:36.
Наивно думал, что в финишном протоколе войду хотя бы в первую треть, но, увы, только середина: 40-е место из 87 стартовавших участников.
36-й из 72 мужчин.
13-й из 30 в возрастной категории М40-49.
Что ж, это было здорово!
Красный конь во многом стал неофициальным символом Хвалынска, поскольку знаменитый живописец Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, написавший «Купание красного коня», был как раз уроженцем этого города.
С уважением, администратор и руководитель
Фамильного Клуба Жемковых
Андрей Жемков
27 августа 2024
Дорогие друзья!
В особенности Жемковы и их потомки, чей род происходит из сёл Старая Яблонка и Алексеевка, Хвалынского уезда, Саратовской губернии.
Есть повод посетить нашу Малую Родину!
15 сентября 2024 года состоится легкоатлетический пробег село Алексеевка – город Хвалынск.
Подробности, регистрация, программа и положение здесь:
https://www.sambatrail.ru/alekseevka-khvalynsk
Дорога «Алексеевка - Ивановка - Хвалынск» организаторами забега Samba Trail Team выбрана не случайно – она проходит в живописнейшем месте. Участники будут очарованы видами национального парка Хвалынский, открывающимися с левой стороны маршрута, белыми меловыми выходами, зеленью сосновых лесов и первыми осенними нотками в оттенках лиственных деревьев. Справа же раскинутся бескрайние просторы реки Волги. По этой дороге, тогда еще понятное дело не асфальтовой, наши предки на лошадях, на телегах и повозках ездили в уездный город Хвалынск за покупками, на ярмарки, по делам, а обратно возвращались с гостинцами для своих домашних, среди которых наверняка были и пряники. И кто знает, может быть именно от этого дешевого, без глазури, матового, тонкого, лотошного пряника-жемка и пошла наша фамилия?
Во время забега дорога будет перекрыта для движения автотранспорта.
В 2021-2022-м годах трассу полностью отремонтировали по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Работы были выполнены по технологии холодной регенерации (связана с переработкой старого дорожного полотна), в результате получился прочный асфальтогранулобетонный слой.
Длина дистанции от Алексеевки до Хвалынска составляет 30 км. Первым же населенным пунктом, который пробегут участники забега, будет Старая Яблонка, откуда происходит множество родословий Жемковых и моё в том числе. На данный момент составлено 14 родословных Жемковых и их потомков, чей род происходит из Старой Яблонки (на сайте нашего Фамильного Клуба представлены в сокращенном виде только два из них).
Побывать в местах, связанных с нашим родом, нашими предками - это всегда очень маняще, загадочно и таинственно.
Для тех, кому дистанция в 30 км велика, организаторами предусмотрены две другие дистанции, которые будут проходить по Хвалынску: на 10 км и на 3 км. Есть также и детская дистанция. Так что можно участвовать всей семьей!
По итогу преодоления заявленной дистанции помимо массы впечатлений от лицезрения красивых видов, каждый участник получит памятную медаль финишера.
Даже если Вы совсем не бегун, все равно приезжайте поддержать других участников, поболеть за атлетов и, конечно же, посетить места, связанные с нашей Малой Родиной.
Буду рад видеть всех!
Если есть вопросы, пишите мне на электронную почту или в соцсети.
С уважением, администратор и руководитель
Фамильного Клуба Жемковых
Андрей Жемков
10 марта 2024
Дорогие друзья!
Все отдельные родословия Жемковых, происходящих из деревни Куралово в Татарстане, объединены в одно общее родословное древо!
Благодаря неожиданно появившемуся в последний месяц свободному времени и также неожиданно полученному доступу к архиву метрических книг из села Русское Бурнашево Свияжского уезда Казанской губернии решил продолжить работу по родословным древам Жемковых, род которых происходит из деревни Куралово в Татарстане. Поскольку Куралово было деревней, то его жители крестили детей, венчались и отпевали усопших в соседнем селе Русское Бурнашево. В Христорождественской церкви этого села, велись и метрические книги, в которые осуществлялись записи о рождении/крещении, бракосочетании/венчании и смерти/отпевании.
Одной из целей моей работы с этими метрическими книгами было желание подтвердить гипотезу, что происходящие из одного села Жемковы имеют одного общего предка-Жемкова, являются друг другу родней, и что составленные ранее мною четыре родословных древа кураловских Жемковых должны объединиться в одно общее родословное древо.
По причине того, что информация из этих родословных затрагивает персональные данные большого количества людей, на сайте их не публикую, но приведу их краткое описание:
- Родословное древо кураловских Жемковых, состоящее из 8 поколений, включающее в себя данные о 144 людях. Потомки живут в Куралово, Казани, Благовещенске, Волжске, Евпатории, Крымске, Рузаевке, Чите и других городах и селах.
- Родословное древо кураловских Жемковых, состоящее из 6 поколений, включающее в себя данные о 45 людях. Потомки живут в Эстонии, г. Таллинн.
-
Родословное древо кураловских Жемковых, состоящее из 4 поколений, включающее в себя данные о 22 людях. Потомки живут в Куралово и Чите.
-
Родословное древо кураловских Жемковых, состоящее из 6 поколений, включающее в себя данные о 17 людях. Потомки живут в Волжске и Зеленогорске.
В процессе работы с метрикой удалось объединить три из четырех этих родословий, и вот сегодня, благодаря полученным уточняющим данным по четвертому родословному древу его тоже удалось присоединить в общему родословному древу кураловских Жемковых.
Таким образом, документально доказано, что все Жемковы, род которых происходит из деревни Куралово, имеют одного общего предка и относятся к одному общему родословному древу. На данный момент это родословное древо, уходящее корнями в конец XVIII века, состоит из 11 поколений и включает в себя данные о более чем 360 людях.
Работа по метрическим книгам и общему родословному древу кураловских Жемковых продолжается. По ее окончании будет более подробный анализ осуществленной работы и найденных данных.
Свои вопросы по этому древу, а также дополнения информации по вашим ветвям пишите в
Гостевую книгу сайта или непосредственно мне на электронную почту.
Также приветствуется финансовая поддержка. Если есть такое желание и возможность поддержать сайт Фамильного Клуба Жемковых и мою работу просьба связаться со мной удобным для вас способом.
С уважением, администратор и руководитель
Фамильного Клуба Жемковых
Андрей Жемков
27 декабря 2023
Дорогие друзья!
От лица Фамильного Клуба Жемковых поздравляю всех Жемковых, их родственников и друзей с наступающим Новым 2024 годом!
Пусть в новом году исполнятся все самые заветные мечты и желания. Пусть счастьем и добротой будет наполнен каждый дом. Пусть вдохновение и любовь сделают жизнь светлее и ярче. Пусть наступающий год будет радостным, приносящим много положительных эмоций, здоровья, достатка и улыбок на лицах родных и близких людей. Пусть источник добра и тепла в душе всегда согревает вас и ваши семьи. И конечно же мира всем нам. Мира между семьями и теми, кто находится рядом с нами. Мира между дальними и близкими родственниками. Мира между нациями и народами!
Свои поздравления, отзывы, предложения и пожелания пишите в
Гостевую книгу сайта или непосредственно мне на электронную почту.
С уважением, администратор и руководитель
Фамильного Клуба Жемковых
Андрей Жемков
27 декабря 2022
Дорогие друзья!
От лица Фамильного Клуба Жемковых поздравляю всех Жемковых, их родственников и друзей с наступающим Новым годом!
Пусть следующий год станет годом исполнения всего самого заветного и доброго. От всей души желаю крепкого здоровья, семейного благополучия, успехов во всех делах и начинаниях, творческого вдохновения, душевного мира и тепла! Мира между близкими людьми, мира между родственниками, мира между нациями и народами!
Свои поздравления, отзывы, предложения и пожелания пишите в
Гостевую книгу сайта или непосредственно мне на электронную почту.
С уважением, администратор и руководитель
Фамильного Клуба Жемковых
Андрей Жемков
27 декабря 2021
Дорогие друзья!
От лица нашего Фамильного Клуба Жемковых поздравляю всех Жемковых, их друзей и родственников с наступающим Новым 2022 годом!
В наступающем году хочется особо пожелать всем нам уверенности в завтрашнем дне, душевного покоя и оптимизма, трезвомыслия и бодрости духа. Чтобы невзгоды и печали ушли, а в новом году с нами осталось и приумножилось всё светлое и доброе.
Пусть счастливые мгновенья озаряют нашу жизнь, тепло сердец согревает окружающих, а любовь будет способна творить чудеса!
Свои поздравления, отзывы, предложения и пожелания пишите в
Гостевую книгу сайта или непосредственно мне на электронную почту.
С уважением, администратор и руководитель
Фамильного Клуба Жемковых
Андрей Жемков
27 декабря 2020
Дорогие друзья!
В минувшем непростом году значимых исследований в области генеалогии нашей фамилии в силу отсутствия у меня свободного времени, увы, не было, но зато благодаря нашему Фамильному Клубу удалось совместно с Евгением Жемковым и его супругой Анной принять участие в крупнейшем событии бегового сообщества нашей страны: Московском марафоне, который проходил в сентябре этого года. Поскольку род Евгения происходит из Владимирской области, а мой - из Саратовской, то родственниками мы друг другу скорее всего не приходимся. Но было очень приятно встретиться перед забегом, познакомиться лично. В итоге Евгений и Анна успешно преодолели дистанцию 10 км, а я впервые пробежал марафонские 42,2 км.
На предстоящий год тоже большие планы: уже договорились об участии в нескольких беговых соревнованиях будущего сезона. Есть желающие присоединиться? ;)
Были бы рады совместной компании: с кем незнакомы – есть повод познакомиться лично, поддержать друг друга на дистанции, сделать совместные фотографии на память. Это помимо общего укрепления здоровья от самого процесса бега.
От имени нашего Фамильного Клуба Жемковых поздравляю всех с наступающим Новым годом и желаю крепкого здоровья, достижения поставленных целей и успехов во всех начинаниях!
Свои поздравления, отзывы, предложения и пожелания пишите в
Гостевую книгу сайта или непосредственно мне на электронную почту.
С уважением, администратор и руководитель
Фамильного Клуба Жемковых
Андрей Жемков
27 декабря 2019
Дорогие друзья!
От лица нашего Фамильного Клуба Жемковых поздравляю всех Жемковых, их друзей и родственников с наступающим Новым 2020 годом! От души желаю всем счастья, любви, крепкого здоровья, достатка и отличного настроения! Чтобы каждый день дарил улыбку и частичку добра. Пусть с последним боем курантов из нашей жизни уйдет всё плохое, пусть все невзгоды окажутся позади. Желаю, чтобы в новом году нас всегда окружали любимые люди, сбывались самые заветные желания, а во всех делах сопутствовала удача!
Свои поздравления, отзывы, предложения и пожелания пишите в
Гостевую книгу сайта или непосредственно мне на электронную почту.
С уважением, администратор и руководитель
Фамильного Клуба Жемковых
Андрей Жемков
16 июля 2019
Посещение о. Иоанном Кронштадтским села Алексеевка Хвалынского уезда Саратовской губернии в июле 1894 года.
Село Алексеевка Хвалынского уезда Саратовской губернии имеет отношение к некоторым родословиям Жемковых (в частности, там родился в 1899 году мой прадед). Несколько семей Жемковых в конце XIX – начале XX века жили в этом селе, хотя корни этих родословных восходят к предкам, жившим в соседнем селе Старая Яблонка.
В данном материале приводятся исторические сведения о посещении в 1894 году с. Алексеевка священником Иоанном Ильичом Сергиевым, который более известен как о. Иоанн Кронштадтский ныне прославленный церковью в лике святых.
В конце XIX столетия по Петербургу начала распространяться молва об исцелениях по молитвам протоиерея отца Иоанна Ильича Сергиева. Рассказывали случаи поразительные о выздоровлении совсем безнадежно больных, о прозорливых предсказаниях священника, который читал в душах людей, словно в открытой книге. Разнообразные проявления удивительной силы духа кронштадтского батюшки были столь чудесны и многочисленны, что слава о нем очень быстро облетела всю Россию и перекинулась за ее пределы.
В 1894 году или годом ранее к батюшке Иоанну с просьбой исцелить её больного сына обратилась купчиха г. Рыбинска А. И. Липовская. После молитв великого русского подвижника ребёнок стал здоровым, и в благодарность купчиха наняла в пароходном обществе «Самолёт» отдельный пароход и предложила Иоанну Кронштадтскому совершить на нем летом путешествие по Волге.
Читавшие когда-либо житие святого Иоанна Кронштадтского, знают, каким напряжённым был труд праведника. Ежедневно он совершал литургию, во время которой храм, рассчитанный на пять тысяч прихожан, не вмещал всех желающих помолиться. Одно причащение длилось по два-три часа. Со всей Руси тянулись в Кронштадт паломники. Тысячи людей приезжали ежедневно, на почте для приема многочисленных писем и телеграмм, адресованных о. Иоанну с просьбами его молитв, пришлось открыть специальное отделение. Никого не забывал русский подвижник, каждому оказывал помощь, давал советы, отвечал на вопросы. Конечно, он нуждался хотя бы в кратковременном отдыхе. Но батюшка решил, что в некоторых городах на Волге он всё же будет останавливаться, служить литургию.
От Ярославля сначала на пароходе «Наяда», а затем на пароходе «Отважный» по Волге отец Иоанн и сопровождающие лица (среди них была и купчиха А. И. Липовская с сыном), неторопливо совершали путешествие от одного волжского города к другому. Конечным пунктом этого путешествия был г. Царицын, после чего пароход «Отважный» повернул в обратный путь до Костромы. К слову сказать, в Царицыне о. Иоанн, не смотря на многочисленные просьбы местных жителей и духовенства, так и не сошел с парохода на берег.
Эта поездка стала одним из наиболее известных путешествий о. Иоанна Кронштадтского, показавшая всенародную любовь и почитание «любимого батюшки» по всей России. Этот простой с виду, невысокого роста священник обладал огромной духовной силой. По сути, Россия признала его святым еще при жизни.
В пределах Саратовской губернии Иоанн Кронштадтский совершил несколько остановок. Одну из них, уже на обратном пути, он сделал в селе Алексеевка Хвалынского уезда.
Неожиданное посещение о. Иоанном Кронштадтским во время своего путешествия на пароходе этого казалось бы ничем не примечательного села, каких были сотни по берегам Волги, интересно не только с религиозной точки зрения, хотя в 2008 году именно в память этого события в Алексеевке был построен храм как раз уже в честь прославленного в лике святых праведного Иоанна Кронштадтского, а затем 2013 году основан Иоанновский женский монастырь. Дело в том, что единственная из обнаруженных на данный момент фотографий храма святого Сергия Радонежского, была сделана неизвестным фотографом вероятнее всего именно в день посещения села Алексеевки о. Иоанном. Этот храм, построенный в Алексеевке в 1870 году, был разрушен 1930-е гг. И именно в нем во время посещения села о. Иоанн Кронштадтский совершил 3 июля 1894 года утреню и литургию.
Фотография храма Алексеевки во имя св. преподобного Сергия Радонежского есть на нашем сайте в разделе Фотогалерея в альбоме «Алексеевка - село Хвалынского р-на, Саратовской области», но фото достаточно низкого качества:
Недавно, в книге «О. Иоанн Кронштадтский на Волге летом 1894 года», (Я.И. Зарницкий. - Санкт-Петербург : тип. П.П. Сойкина, 1895. - 107 с. : ил., портр.; 19), в которой посещению о. Иоанном Кронштадтским села Алексеевка посвящена целая глава, была обнаружена более высокого качества и более широкого формата эта же фотография:
Однозначно можно сказать, что на эту встречу с о. Иоанном собралось большинство жителей не только Алексеевки, но и окрестных сел, к коим относится и Старая Яблонка. Думаю, как Жемковым, имеющим отношение к этим селам, так и просто современным жителям Алексеевки Хвалынского района Саратовской области, приведенный ниже материал будет интересен, поскольку в нем описан один из наиболее ярких дней жизни села, жизни их предков.
Ниже привожу текст статьи «Село Алексеевка, Хвалынскаго уезда» из книги «О. Иоанн Кронштадтский на Волге летом 1894 года». Оригинальная орфография и пунктуация сохранены.
Село Алексѣевка, Хвалынскаго уѣзда.
Въ воскресенье, 3-го іюля, утромъ, пароходъ «Отважный» остановился у пристани села Алексѣевки, Хвалынскаго уѣзда, Саратовской губ. Пристань по этому случаю была убрана зеленью. Заимствуемъ подробности о посѣщеніи этого села о. Іоанномъ изъ «Саратовскихъ Епарх. Вѣдомостей».
«Второго іюля, въ 8 часовъ вечера, была получена телеграмма, что о. Іоаннъ Кронштадтскій 3-го числа, проѣздомъ изъ Саратова до Самары, будетъ въ селѣ Алексѣевкѣ и намѣренъ отслужить утреню и литургію въ мѣстномъ храмѣ.
Такое неожиданное извѣстіе до того поразило жителей Алексѣевки, что многіе изъ нихъ сначала не хотѣли повѣрить сему. «Мыслимое ли дѣло, говорили они, чтобы тотъ, который не удостоивалъ своимъ посѣщеніемъ городовъ, несмотря на ихъ просьбы, могъ прибыть въ наше село»?
«Между тѣмъ вѣсть о пріѣздѣ о. Іоанна Кронштадтскаго быстро понеслась по селу, наполняя неподдѣльною радостію сердца обитателей его. Многіе плакали и со слезами на глазахъ громко взывали: «Господи, откуда это намъ, за что Ты посылаешь намъ грѣшнымъ такую благодать?» Всюду заговорили про великаго гостя, многіе пришли къ своему батюшкѣ посовѣтоваться, какъ бы лучше встрѣтить его. Дѣйствительно, было надъ чѣмъ подумать. Церковь, по случаю ремонта ея, внутри вся была загромождена подмостками въ нѣсколько ярусовъ. Общимъ мнѣніемъ было положено подмостки разобрать и все привести въ должный порядокъ. Нисколько не мѣшкая, было приступлено къ работѣ. Всѣ до того усердно работали, что къ 10 часамъ, сверхъ ожиданія, все было убрано, и храмъ какъ бы обновился, и все въ немъ приняло видъ благоприличія и благопристойности.
«На слѣдующій день, рано утромъ, въ 4-мъ часу еще, народъ сталъ собираться къ храму и здѣсь располагался въ двѣ линіи по тому направленію, откуда долженъ былъ проѣхать о. Іоаннъ. Въ массѣ сошедшагося народа замѣтно было не мало раскольниковъ, пришедшихъ посмотрѣть того, про кого слышали много, по ихъ мнѣнію, невѣроятнаго. Священникъ съ представителями общества с. Алексѣевки отправился на пароходную пристань, отстоящую отъ села почти въ двухъ верстахъ. Въ 6-мъ часу пріѣхалъ съ пароходной пристани нарочный и велѣлъ звонить къ утренѣ, сказавъ, что о. Іоаннъ Кронштадтскій пріѣхалъ. Когда раздался первый благовѣстъ большого колокола, то невольно дрогнули сердца всѣхъ присутствующихъ и, набожно крестясь, всѣ съ сіяющей на лицахъ радостію говорили: «Слава Богу, пріѣхалъ о. Іоаннъ Кронштадтскій». Пошло движеніе въ народѣ: каждый, толкая и тѣсня другого, старался занять мѣсто повиднѣе и повыгоднѣе; каждому хотѣлось стать поближе къ дорогѣ, чтобы лучше разсмотрѣть о. Іоанна. Но вотъ по дорогѣ показался передовой (верховой жандармъ), а за нимъ и тройка... Заколыхалась масса народа, какъ бы гулъ прошелъ по ней съ одного края до другого, и пронеслось: «ѣдетъ, ѣдетъ»!! Затѣмъ наступила мертвая тишина... Всѣ какъ бы замерли, опасаясь, какъ бы не проглядѣть дорогого гостя. Стоявшіе впереди, встрѣтивъ о. Іоанна, не хотѣли оставаться на мѣстѣ, но устремились за нимъ. Чѣмъ ближе приближался о. Іоаннъ къ церкви, тѣмъ болѣе росла толпа сзади его. Никому не хотѣлось отстать; почтенные старички и старушки, и тѣ позабыли про свою дряхлую старость, и они тутъ же въ толпѣ среди своихъ сыновъ и внуковъ бѣжали, не отставая отъ нихъ.
Когда поѣздъ остановился, густой толпой окружили крестьяне о. Іоанна и, не сводя съ него глазъ, съ умолящимъ видомъ просили у него благословенія. Весело и бодро вышелъ онъ изъ экипажа и благословлялъ всѣхъ подходившихъ, съ сіяющнмъ и радостнымъ лицомъ вошелъ въ храмъ и, помолившись здѣсь, ласково привѣтствовалъ словами: «миръ всѣмъ, дорогіе мои братія и сестры»!
Благовѣстъ замѣнился трезвономъ во вся.
Когда народъ, собравшись въ церковь, успокоился, началось всенощное, которое совершалъ іеромонахъ, сопровождающій о. Іоанна. Пѣли, по временамъ партесное, пѣвчіе — прихожане. Въ началѣ богослуженія о. Іоаннъ находился въ алтарѣ, когда же запѣли стихиры на «Господи воззвахъ», онъ въ епитрахили ярко-краснаго цвѣта вышелъ на клиросъ и вмѣстѣ съ пѣвчими пѣлъ. Невыразимо сильное впечатлѣніе на молящихся о. Іоаннъ произвелъ чтеніемъ предъ царскими вратами каноновъ св. Троицѣ и рядовыхъ воскресныхъ. Это было не простое чтеніе, а живое, восторженное прославленіе Бога, соединенное съ плачемъ о грѣховности человѣческой природы. Во время чтенія душа внимательнаго христіанина пріходила то въ восторгъ и умиленіе, то падала подъ гнетомъ сознанія своей грѣховности, то снова возбуждалась и восторгалась, то опять повергалась въ слезный плачъ о своихъ грѣхахъ... и такое возбужденное состояніе молящихся продолжалось во все богослуженіе. Вслѣдъ за утреней, безъ выхода, началась литургія, которая была отслужена соборнѣ о. Іоанномъ въ сослуженіи мѣстнаго священника А. Феофорова, іеромонаха Геннадія и діакона В. Казанскаго, пріѣхавшаго изъ сосѣдняго села Апалихи.
Священный восторгъ и умиленіе при совершеніи литургіи незамѣтно отъ о. Іоанна переходили и на молящихся, такъ что всѣ они, горѣ имѣя сердца, едиными усты и единѣмъ сердцемъ со дерзновеніемъ славили Бога. Послѣ литургіи о. Іоаннъ съ крестомъ въ рукахъ вышелъ къ народу и, подпуская ко кресту, сказалъ присутствовавшимъ краткое, но сильное и убѣдительное наставленіе.
«Съ праздникомъ свѣтлаго Христова Воскресенія поздравляю васъ, братія и сестры, — такъ началъ свою рѣчь о. Іоаннъ. — Свѣтлая радость замѣтно играетъ на вашихъ лицахъ. Я желаю и молю Бога, чтобы радость ваша была чиста и свята. Я радуюсь, что вы радуетесь. Радуюсь и вмѣстѣ скорблю... Скорблю о нашей братіи отпадшей, о такъ называемыхъ старообрядцахъ, которыхъ въ вашемъ селѣ, какъ я слышалъ, очень много. Къ нимъ мое слово, слово истины и любви»... Въ дальнѣйшемъ наставленіи о. Іоаннъ выяснилъ, что внѣ Церкви православной нѣтъ спасенія, что отчужденіе отъ нея не останется безнаказаннымъ, что противленіе ея пастырямъ неминуемо влечетъ за собою вѣчную погибель, подобно тому, какъ въ Ветхомъ завѣтѣ погибли противники Моисея, Божія посланника. Въ заключеніе о. Іоаннъ обратился къ глаголемымъ старообрядцамъ съ слезнымъ воззваніемъ, чтобы они оставили свое пагубное упорство, не ходили-бы, какъ овцы безъ пастыря, но смѣло и безбоязненно слѣдовали голосу законныхъ церковныхъ пастырей, которые приведутъ ихъ въ жизнь вѣчную.
Послѣ этого, передавъ крестъ іеромонаху, о. Іоаннъ вошелъ въ алтарь и здѣсь, стоя на колѣняхъ предъ престоломъ, положивъ на него руки, долго молча молился. Когда, окончивъ эту молитву, онъ вышелъ изъ алтаря, ему былъ представленъ мѣстный волостной старшина —руководитель старообрядцевъ—безпоповцевъ, человѣкъ развитой и разсудительный. Батюшка спросилъ его, почему онъ пребываетъ въ расколѣ? Развѣ потому, что родители благословили на это? На утвердительный отвѣтъ старшины о. Іоаннъ сказалъ, что въ настоящемъ случаѣ и родительскимъ внушеніямъ нельзя слѣдовать, причемъ напомнилъ своему собесѣднику, что Спаситель, заповѣдавшій самоотверженную любовь ко всѣмъ людямъ, не только къ роднтелямъ, а даже ко врагамъ, въ тоже время говоритъ: аще кто грядетъ ко Мнѣ, и не возненавидитъ отца своего, и матерь, и жену, и чадъ, и братiю, и сестръ, еще же и душу свою, не можетъ Мой быти ученикъ (Лук. XIV, 26). На это старшина замѣтилъ, что все-таки трудно отстать отъ того, къ чему человѣкъ привыкъ съ малыхъ лѣтъ. — «Конечно, не легко, — сказалъ на это о. Іоаннъ, — потому что всякая привычка, какъ пьянство, табакокуреніе и проч. дѣлается для человѣка второю природою, но при усиліяхъ и при содѣйствіи Божіемъ возможно и необходимо преодолѣть всякую душевредную привычку». Съ отеческою нѣжностію именемъ Божіимъ убѣждалъ о. Іоаинъ своего собесѣдника, какъ родного сына, одуматься, оставить свое гибельное заблужденіе и перейти въ спасительное лоно православной Церкви. Видимо тронутый искренностью и сердечностію этой рѣчи, собесѣдникъ тутъ же выразилъ свое согласіе послѣдовать совѣтамъ о. Іоанна, сказавъ: «я очень радъ, что вижу васъ, батюшка!» и по обычаю православныхъ принялъ отъ него благословеніе и просилъ его молитвъ.
Вдохновенныя слова высокочтимаго пастыря, очевидная ихъ благоплодная дѣйственность и вообще необычайность случая не могли не произвести на присутствовавшихъ самаго сильнаго впечатлѣнія. Такъ какъ въ числѣ слушателей находились раскольники разныхъ толковъ, то, конечно, нельзя было вдаваться въ разборъ какихъ либо отличительныхъ частностей того или другаго толка, чтобы рѣчь была для всѣхъ одинаково убѣдительна. To же, что было предметомъ краткаго собесѣдованія о. Іоанна, т.е. пребываніе въ расколѣ по примѣру и благословенію родительскому, есть доводъ, раздѣляемый и обыкновенно приводимый въ свою пользу почти всѣми раскольниками. Показать ясно и безъ многословія всю неосновательность этого довода, значитъ пошатнуть одинъ изъ коренныхъ устоевъ раскола. Быстрое же и очевидное признаніе правоты убѣжденій о. Іоанна со стороны лица, пользующагося по своему служебному положенію и по своимъ личнымъ достоинствамъ особеннымъ авторитетомъ и уваженіемъ въ глазахъ раскольниковъ, несомнѣнно еще болѣе усилило впечатлѣніе отъ словъ высокочтимаго пастыря.
Благословляя по пути всѣхъ подходившихъ, о. Іоаннъ изъ храма направился въ домъ мѣстнаго священника, которому вручилъ 100 р. для передачи одной бѣдной многосемейной женщине, а отсюда въ сопровожденіи причта отбылъ на пароходную пристань. Здесь уже многіе ожидали его прибытія и на берегу, и на пароходной конторкѣ, украшенной зеленью. Благословляя провожавшихъ, о. Іоаннъ раздавалъ и крестики. Въ 1-мъ часу дня, пароходъ отплылъ, унося съ собой о. Іоанна, стоявшаго на верхней палубѣ. Оставшіеся на конторкѣ, сообщаетъ мѣстный корреспондентъ, смотрѣли вслѣдъ за удаляющимся пароходомъ дотолѣ, пока онъ не скрылся на поворотѣ. Мирно сталъ расходиться собравшійся народъ, говоря: «вотъ милость-то Божія! Кого Богъ привелъ видѣть-то!».
С уважением, администратор и руководитель
Фамильного Клуба Жемковых
Андрей Жемков
27 декабря 2018
Дорогие друзья!
В конце прошлого и начале нынешнего 2018 года, в котором отмечалось 10-летие нашего Фамильного Клуба Жемковых, из 100 подарочных календарей 83 штуки разошлись по многим городам и селам нашей страны, а два даже нашли своих получателей в Германии и Израиле. Ниже представлена краткая информация куда и сколько календарей было отправлено:
- г. Москва – 10 шт.
- Республика Татарстан – 10 шт.
- Московская область – 9 шт.
- г. Санкт-Петербург – 6 шт.
- Самарская область – 5 шт.
- Ульяновская область – 5 шт.
- Саратовская область – 4 шт.
- Нижегородская область – 4 шт.
- Владимирская область – 3 шт.
- Республика Мордовия – 3 шт.
- Челябинская область – 3 шт.
- Кемеровская область – 2 шт.
- Ленинградская область – 2 шт.
- Республика Марий Эл – 2 шт.
- Свердловская область – 2 шт.
- Алтайский край – 1 шт.
- Волгоградская область – 1 шт.
- Калининградская область – 1 шт.
- Мурманская область – 1 шт.
- Новгородская область – 1 шт.
- Пензенская область – 1 шт.
- Пермский край – 1 шт.
- г. Севастополь – 1 шт.
- Смоленская область – 1 шт.
- Ставропольский край – 1 шт.
- Удмуртская Республика – 1 шт.
- Германия – 1 шт.
- Израиль – 1 шт.
Видно, что география очень широкая. Не смотря на то, что многие Жемковы уехали из сел и деревень своей малой Родины, тем не менее представленная выше краткая статистика еще раз подтверждает тот факт, что наша фамилия по большей части происходит именно с Поволжья.
За минувший год было дополнено информацией и обновлено большое количество родословных Жемковых (на сайте не представлены). Так к примеру, самое большое родословное древо Жемковых, род которых происходит из деревни Якушкино в Татарстане, увеличилось с 476 до 603 человек.
В минувшем году на сайте было опубликовано несколько заметок о воинах-Жемковых. Прежде всего материалы были посвящены 100-летию окончания Первой Мировой войны и участию в ней носителей нашей фамилии.
Помимо этого были найдены метрические книги по Жемковым, род которых происходит из села Краково (либо Краковка) Самарского уезда Самарской губернии. Причем поиск по ним можно осуществлять прямо в интернете, не выходя из дома, и абсолютно бесплатно. Если у Жемковых, род которых происходит из этого села, есть желание осуществить поиск своих предков по метрическим дореволюционным книгам, то готов проконсультировать по этому вопросу. У меня, возможно, у самого когда-то до этой работы руки дойдут, но это будет явно очень не скоро. Так что помощь не помешала бы.
От лица нашего Фамильного Клуба поздравляю всех Жемковых, их родных и близких с наступающим праздником Нового года! Хочется пожелать всем на начинающихся новогодних праздниках приятных зимних вечеров в кругу родных и близких, теплого семейного общения, праздничных огоньков новогодней елки, запаха мандаринов и игристых пузырьков шампанского! И конечно же исполнения всех желаний в приходящем 2019 году!
Свои поздравления, отзывы, предложения и пожелания пишите в
Гостевую книгу сайта или непосредственно мне на электронную почту.
С уважением, администратор и руководитель
Фамильного Клуба Жемковых
Андрей Жемков